Background Color:
 
Background Pattern:
Reset
Читать далее
Минимизировать
Тушинская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет

1.     Изменения, внесенные Федеральным законом  от 30.04.2021
№ 119-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Градостроительный кодекс РФ

Федеральным законом от 30.04.2021 № 119-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ), в частности в статью 5.

В качестве основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки законодатель установил в п. 7 ч. 2 «обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований».

В случае обнаружения мест таких захоронений в границах муниципального образования органам соответствующего местного самоуправления необходимо направлять предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию.

Кроме того, при рассмотрении вопроса о внесении изменений не требуется проведения публичных слушаний и общественных обсуждений.

Срок процедуры составляет шесть месяцев с даты обнаружения таких мест.

2.     Об ответственности за незаконные действия с материнским капиталом.

За последние годы в судебной практике возросло количество уголовных дел, связанных с хищением средств материнского (семейного) капитала.

Недобросовестные граждане придумывают множество схем, в соответствии с которыми обладателям материнского капитала предлагают обналичить деньги, чтобы распорядиться ими по своему усмотрению, а не направить на предусмотренные законом цели.

Такие схемы, какими бы хитроумными они не были, всегда являются мошенническими и не только создают риск неполучения средств или части средств обладателем материнского капитала, но и являются основанием для его привлечения к уголовной (ст. 159.2 УК РФ) и гражданско-правовой ответственности в виде обязанности вернуть полученные денежные средства в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Наиболее распространенным является способ обналичивания средств материнского капитала путем оформления мнимых сделок и фиктивных договоров, как правило, между близкими родственниками.

Также известны случаи оформления фиктивных ипотек, свидетельств о праве собственности, договоров на проведение ремонтных работ в жилом помещении и оценки стоимости приобретенной недвижимости.

Ответственность за хищение при получении различных социальных выплат, в том числе материнского капитала, предусмотрена ст. 159.2 УК РФ и зависит от множества факторов, таких как количество участников противоправного деяния; использования служебного положения, размера полученных денежных средств.

В зависимости от наличия указанных факторов уголовное наказание может варьироваться от штрафных санкций в размере 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком на 10 лет и взыскания одного миллиона рублей штрафа.

Уголовная ответственность наступает только в случае, если у лица изначально имелся умысел на хищение денежных средств и был доказан факт нарушения ответчиком требований закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части целевого использования средств материнского капитала (см. ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Денежные средства, полученные в результате совершения преступления по ст. 159.2 УК РФ, возвращаются в рамках гражданского иска в уголовном деле или в порядке подачи иска в рамках гражданского судопроизводства.

3.     Положения законодательства об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства. Лица для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

При оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин или его законный представитель вправе определить лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители, в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы; при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

4.     Уголовная ответственность за неуважение к суду.

Законодателем установлена уголовная ответственность по
ст.297 Уголовного кодекса Российской Федерации за неуважение к суду.
К уголовной ответственности подлежат привлечению лица, достигшие 16 летнего возраста.

Неуважением к суду является оскорбление участников судебного разбирательства, а именно секретаря судебного заседания, судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в установлении правосудия, которое выражено в демонстративной форме и действия лица направлены на унижение чести и достоинства указанных лиц и тем самым подрывающие авторитет судебной власти.

Уголовный закон предусматривает наказание за совершение данного преступления по ч. 1 ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, арест на срок до четырех месяцев, по ч.2 ст.297 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

5.     Склонение к потреблению наркотиков с использованием сети «Интернет» преследуется по закону.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 230 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью четвертой, устанавливающей уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом «а» части третьей настоящей статьи (склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, и наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Кроме того, часть 2 статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более лиц, с применением насилия или угрозой его применения, дополнена подпунктом «д», устанавливающим уголовную ответственность за те же деяния, совершенные c использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Расследование уголовных дел о преступлениях вышеуказанной категории отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.

6.     Уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним.

В соответствии со статьей 151.1. Уголовного кодекса Российской Федерации розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, является преступлением.

В соответствии с примечанием к данной статье розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7.     Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Преступлением признаются действия лица, достигшего 18 лет, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.

Под иным способом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть предложение совершить преступление, разжигание у несовершеннолетнего чувства зависти, мести и других низменных побуждений, дачу совета о мести и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного, уговоры, лесть, подкуп, уверение в безнаказанности.

К уголовной ответственности по части 1 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации может быть привлечено совершеннолетнее лицо и совершившие указанное преступление умышленно. Для установления умышленного характера действий лица необходимо установить, что взрослый осознавал либо допускал, что своими действиями он вовлекает именно несовершеннолетнего в совершение преступления.

За совершение вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации) уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

Вместе с тем, если действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления совершены родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, то уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет с возможностью лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Те же деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, повлекут лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

8.     Об уголовной ответственности за побои.

Статьей 116 УК РФ установлена уголовная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за  аналогичное деяние.

Данное преступление наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность за побои наступает в том случае, если виновный ранее подвергнут административному наказанию за аналогичное деяние.  КоАП РФ в статье 6.1.1 предусматривает ответственность также за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль.

Таким образом, за совершение побоев впервые лицо подлежит административной ответственности.

Повторным совершением побоев, влекущим уже уголовную ответственность, является совершение их лицом до истечения одного года со дня окончания исполнения административного наказания.

9.     Правовые основания предоставления социального обслуживания.

 В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Согласно статье 14 Федерального закона № 442-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Уполномоченные орган или организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

10.                Ответственность, предусмотренная за выплату зарплаты ниже МРОТ.

За выплату заработной платы ниже МРОТ предусмотрена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:

от 10 000 до 20 000 руб. - для должностных лиц;

от 1 000 до 5 000 руб. - для индивидуальных предпринимателей;

от 30 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц.

В случае повторного нарушения, не содержащего уголовно наказуемого деяния, ответственность наступает по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет - для должностных лиц;

от 10 000 до 30 000 руб. - для индивидуальных предпринимателей;

от 50 000 до 100 000 руб. - для юридических лиц.

За выплату зарплаты ниже МРОТ из корыстной или иной личной заинтересованности согласно ч. 1 ст. 145.1 УК РФ грозит штраф до 120 000 руб. Если частичная выплата зарплаты повлекла тяжкие последствия, то размер штрафа может составить от 200 000 до 500 000 руб.

Частичная невыплата зарплаты означает выплату в размере менее половины положенной суммы (п. 1 примечаний к ст. 145.1 УК РФ).

Лицо, впервые совершившее преступление по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела полностью погасило задолженность, а также уплатило проценты (компенсацию) и в его действиях нет иного состава преступления (п. 2 примечаний к ст. 145.1 УК РФ).

11.                Ответственность за телефонный терроризм.

С учетом сложившейся практики под телефонным терроризмом следует понимать заведомо ложное сообщение о наличии взрывного устройства в каком-либо месте, включая объекты социальной инфраструктуры.

Сообщение с угрозами может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи) При этом сообщение подобного рода может быть направлено любому адресату (правоохранительным органам, органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также гражданам).

Такие действия квалифицируются как уголовное преступление, предусмотренное ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

Так, по ч. 1 ст. 207 УК РФ виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо принудительных работ на срок от 2 до 3 лет.

Если же акт телефонного терроризма совершен в отношении объектов социальной инфраструктуры а именно, организаций систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организаций, связанных с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительных учреждений, систем учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иных объектов социальной инфраструктуры (в том числе если он повлек за собой причинение крупного ущерба, то-есть на сумму свыше 1 млн. руб.), то такие действия наказываются штрафом в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет (ч. 2 ст. 207 УК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 207 УК РФ если указанные действия в виде акта телефонного терроризма совершены исключительно в целях дестабилизации деятельности органов власти, то такие действия наказывается штрафом в размере от 700 тыс. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 6 до 8 лет.

Следует учитывать, что общественная опасность преступлений, связанных с фактами терроризма, чрезвычайно велика, т.к. предопределяет неизбежную атмосферу паники в обществе и срыв нормального функционирования учреждений и организаций. Подобные деяния, совершенные из хулиганских побуждений, тем не менее могут повлечь за собой по неосторожности смерть человека (или нескольких людей, а также иные тяжкие последствия).

В этом случае уголовная ответственность наступает по ч. 4 ст. 207 УК РФ, где виновный может быть подвергнут штрафу в размере от 1,5 млн до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 2 до 3 лет либо лишению свободы на срок от 8 до 10 лет.

Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Однако отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение по мотиву недостижения лицом к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности (ч. 3 ст. 27 УПК РФ) не является основанием для невозможности применения к такому лицу мер материальной ответственности. В этом случае на законных представителей такого лица (родителей, опекунов) возлагается бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении (ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ).

12.                Об ответственности за создание фиктивных фирм предусмотрена уголовная ответственность.

В 2011 году в уголовный кодекс Российской Федерации впервые были введены статьи, предусматривающие ответственность за незаконное образование юридических лиц и незаконное использование документов в этих целях.

Любая предпринимательская деятельность должна быть зарегистрирована в государственном органе в установленном законом порядке. Незаконное предпринимательство является преступлением в сфере экономической деятельности и влечет за собой серьезные последствия. Фирмой-однодневкой является организация, созданная без намерения осуществлять законную деятельность.

Сам факт внесения сведений в единый реестр юридических лиц о подставном руководителе или учредителе организации, который не имеет намерений выполнять возложенные в связи с этим обязанности, образует состав преступления.

Учредителями и руководителями таких фирм зачастую становятся лица, которые не подозревают о своем участии в них (например, при утере паспорта).

Вместе с тем имеются случаи, когда лицо за определенное вознаграждение дает свое согласие на участие или руководство в данной организации, предоставляет третьим лицам свои персональные данные для регистрации фирмы. При этом фактически оно является подставным лицом, которое никакого отношения к деятельности организации не имеет. Подобные «фирмы» не обладают хозяйственной самостоятельностью, будучи созданными без намерения вести предпринимательскую деятельность. Руководство и управление такими фирмами осуществляется через подставных лиц, в то время как реальные владельцы бизнеса остаются неизвестными для контролирующих органов. Именно они получают основную выгоду от преступления.

В качестве подставных или так называемых номинальных учредителей и руководителей могут привлекаются лица, неосведомленные о преступном характере такой деятельности: студенты, малоимущие граждане, безработные, лица без определенного места жительства, лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Спустя время граждане узнают, что являются владельцами фирм с многомилионными долгами, к которым предъявляют требования кредиторы.

 Ответственность за создание фирм-однодневок предусмотрена
ст.ст. 173.1, 173.2 УК РФ и влечет наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

13.                Уголовный кодекс РФ дополнен статьей, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное превышение скорости и неоднократный незаконный выезд на полосу встречного движения.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) с 10.01.2022 введена статья 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».

Диспозиция названой статьи УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, предусмотренных частью 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 и более 80 км/ч соответственно) либо частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления), лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных ч. 7 ст. 12.9 и частью 5 ст. 12.15 КоАП РФ, либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей.

Санкция ст. 264.2 УК РФ предусматривает наказание, в том числе в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Согласно примечанию к ст. 264.2 УК РФ действия названой статьи не будут распространятся на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

14.                Вступают в силу изменения в порядок привлечения фондами капитального ремонта подрядных организаций для оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Уточняются требования к участникам предварительного отбора и случаи исключения информации о подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Уточняется, что в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, подрядная организация обязана в течение 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов.

При этом в случае изменения сведений, влекущих необходимость изменения информации о включении подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций, подрядная организация должна представить в орган по ведению реестра документы, подтверждающие наличие за 3 года, предшествующих дате уведомления органа по ведению реестра о таком изменении, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных соответствующим предметам электронного аукциона, с предельным размером обязательств по договорам на оказание указанных аналогичных услуг и (или) выполнение указанных аналогичных работ на сумму не менее 10% предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которыми такой подрядной организацией, как членом соответствующей СРО, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки теперь должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) материалов и оборудования, работ, услуг, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемых материалов и оборудования, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик вправе предусмотреть в проекте договора о проведении капитального ремонта условие о банковском сопровождении договора, предусматривающее обеспечение банком на основании договора, заключаемого с подрядной организацией и всеми привлекаемыми субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения договора о проведении капитального ремонта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов такого мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых заказчиком услуг и (или) работ (их результатов) условиям сопровождаемого договора о проведении капитального ремонта.

Расширяется перечень оснований, по которым заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона.

15.                Изменения в Федеральный закон «О полиции», вступившие в силу с 21.12.2021».

Сотрудник полиции обязан представиться и разъяснить права.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции при обращении к гражданину обязан назвать свою должность, звание, фамилию, по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения. Если полицейский применяет меры, ограничивающие права и свободы гражданина, он должен разъяснить причины и основания, а также права и обязанности гражданина.

По такому алгоритму, в соответствии с предыдущей редакцией федерального закона, сотрудник полиции должен был действовать в любой ситуации. Даже если своими действиями преступник создавал реальную угрозу — сначала сотрудник должен был представиться и только потом принимать меры против угрозы.

В новой редакции в закон «О полиции» добавили ст. 5.1, которая в ситуациях, когда преступник своими действиями создает реальную угрозу, позволяет сотруднику полиции представляться, предъявлять удостоверение и разъяснять права уже после пресечения преступления или административного правонарушения.

Полиция получила больше прав для проникновения в жилище.

Перечень случаев, когда полиция могла проникать в жилище, ранее, в соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», был строго ограничен. Например, это можно было сделать для спасения гражданина: если соседи слышали из квартиры крики о помощи, сотрудники полиции имели право вскрыть дверь. Если из окна квартиры выпал человек, а дверь никто не открывал, ее имели право взломать, чтобы выяснить обстоятельства несчастного случая или если в квартире скрылся подозреваемый.

В новой редакции федерального закона оснований для проникновения в жилище у полиции стало больше. Теперь в помещение можно проникать для задержания тех, кто официального статуса подозреваемого не имеет, но был застигнут при совершении действий, содержащих признаки преступления. Сотрудникам полиции необязательно лично видеть такие действия, достаточно показаний потерпевших или очевидцев события, обладающего признаками преступления.

Вместе с тем, законодатель предусмотрел меры по предотвращению злоупотребления сотрудниками полиции новыми полномочиями, так согласно ч. ч. 7,8 ст. 15 ФЗ «О полиции» о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, связанными со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения.

Полиция может вскрывать машины.

Порядок вскрытия транспортных средств законом «О полиции» никак не регламентировался.

В действующей редакции федерального закона законодателем прописана ст. 15.1, регламентирующая порядок вскрытия транспорта, в ней подробно описаны ситуации, когда это можно делать.

Машину можно вскрывать для осмотра автомобиля или груза, если есть основания полагать, что в машине находится что-то запрещенное — например, наркотики или оружие. Также основанием для вскрытия автомобиля будет наличие в нем пострадавших — например, в результате ДТП.

Вместе с тем, ч. ч. 2, 3, 4 ст. 15.1 ФЗ «О полиции» предусмотрены механизмы предотвращения злоупотреблением права, а также, механизм защиты имущества владельца транспортного средства. Перед вскрытием машины сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию владельца или находящихся в автомобиле граждан. Еще он должен предупредить, что планирует вскрыть машину и разъяснить причину и основания для вскрытия.

О вскрытии автомобиля необходимо уведомить его собственника — на это закон отводит не более 24 часов с момента вскрытия. Если собственник присутствовал при вскрытии, отдельно его можно не информировать.

Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.

Полиция получила больше прав по проверке личности гражданина.

Согласно старой редакции ФЗ «О полиции» (п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»), если гражданина подозревали в чем-то противоправном, сотрудники полиции имели право проверять документы, удостоверяющие личность. На всех остальных граждан это требование не распространялось: если человек заявлял о преступлении, представляться он был не обязан, а также показывать документы.

В новой редакции указанной статьи федерального закона сотрудники полиции могут требовать назвать фамилию, имя и отчество, проверять документы, даже если граждане просто обратились в полицию.

При проверке заявлений полиция может проводить осмотр.

В соответствии с предыдущей редакцией ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении полиция имела право вызывать граждан для опроса, получать от них объяснения, требовать справки и документы. Тех, кто уклоняется от явки в полицию без уважительных причин, могли подвергнуть приводу.

Новая редакция федерального закона дополнена п. 3.1 ч. 1 ст. 13, согласно которому, если есть зарегистрированное сообщение о происшествии, полиция может осматривать место происшествия, местность, помещения, транспорт, предметы и документы.

Осмотр — это визуальное обследование, при котором сотрудник полиции может заглянуть в салон автомобиля, двор частного дома, документы. Главное условие осмотра — гражданин не возражает и показывает все сам.

По результатам осмотра сотрудники полиции должны составить акт осмотра.

Изменения федерального закона «О полиции» направлены на более эффективную и своевременную защиту прав граждан. Вместе с тем законодатель с целью защиты основ правового государства, взвешенно установил меры по предотвращению злоупотребления расширенными полномочиями, а также меры правового контроля применения полномочий сотрудниками полиции на практике.