Первой основной задачей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комментируемая статья называет предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой - в семье. Без изменения семейной ситуации в целом любые изменения в ребенке не носят стабильного характера. Поэтому любую деятельность по превенции безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних следует начинать с работы с той семьей, в которой он растет и воспитывается.
Для выполнения основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо следующее:
1) изучение явления дезадаптированности несовершеннолетних; выявление его особенностей, характерных для обстановки, в которой находится несовершеннолетний;
2) разработка и внедрение целостной структуры реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних и их семей (во взаимодействии всех учреждений, ведомств, организаций;
3) реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу, подчиненному единой логике, основанному на единой информационной базе. Этот момент связан с тем, что органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся к разным ведомствам. При этом необходим обмен информацией, формирование баз данных несовершеннолетних, относящихся к группе риска; несовершеннолетних с девиантным поведением и социально дезадаптированных несовершеннолетних.
Организатором данной деятельности являются комиссии по делам несовершеннолетних различного уровня.